January 14, 2021

Базовые пресуппозиции НЛП. Что на самом деле хотят этим сказать психологи или – кому это нужно?

Базовые пресуппозиции – аксиомы, догмы НЛП, на которых строится вся его сила, мощь, легенда и эффективность.

Пресуппозиция №1. Карта – не территория. Карта – это ваше восприятие реальности, а территория – сама реальность. То, как вы воспринимаете мир, по сути, не имеет никакого отношения к тому, чем мир является на самом деле. Кроме того, карта одного человека не равна картам других людей.

Чему это учит?

  • Принятию и гибкости. Вы понимаете и принимаете, что каждый имеет право на свою карту так же, как и вы.
  • Знанию, что ваш взгляд на мир — это не сам мир.
  • Пониманию, что чем шире и полнее ваша карта – тем многограннее и интереснее ваша жизнь, и тем ближе вы к возможности увидеть мир таким, какой он есть.

Пресуппозиция №2. Разум и тело – элементы одной системы. Нет возможности определить: что первично, а что вторично — разум или тело. Но это неважно, главное здесь другое: улучшая одно, подтягивается и другое.

Что это даёт?

  • Тело зависит от разума так же, как и разум от тела. Приведи в порядок одно, и в порядок придет другое.

Пресуппозиция №3. Нет поражений – есть только обратная связь; нет неудач — есть только опыт. Эта аксиома предлагает нам не оценивать события в вашей жизни на предмет «хорошо» и «плохо», а рассматривать их скорее как «уместно» или «не уместно».

Чему это учит?

  • Пониманию ненужности и бесполезности таких оценок событий как «плохо» и «хорошо».
  • Умению аккумулировать свои ошибки в опыт, чтобы получать лучшие результаты.

Пресуппозиция №4. Намерение любого действия – позитивно. Как бы дико это ни звучало, но даже самое зверское поведение всегда имеет под собой благое намерение. У человека в принципе не бывает иных намерений кроме позитивных, важно научиться разделять намерение и поведение человека.

Чему это учит?

  • Умению предполагать мотивы другого человека и себя самого
  • Более терпимому отношению к своему и чужому неоднозначному поведению

Пресуппозиция №5. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает. Словами и действиями вы формируете отношение к себе и соответствующую реакцию. Реакция не всегда будет той, которую вы себе запланировали. Люди разные, и подход всегда будет разный. Нужно искать разные подходы, экспериментировать. В итоге вы придете к тому, что все значимые для вас коммуникации будут иметь именно тот результат, на который вы рассчитывали.

Чему это учит?

  • Умению добиваться от других людей желаемой реакции на свои слова и действия.
  • Ответственности за свои слова и действия.

Пресуппозиция №6. Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент. Наш мозг принимает решение еще до того, как поступил запрос. Получается, что сознательно мы слабо контролируем этот процесс, и в какой-то мере во время принятия решения у нас, на самом-то деле, нет выбора — наш мозг автоматически выбирает лучшее из того, что уже знает. На момент выбора мы обладаем определенной информацией и опытом, и только они влияли на наше решение.

Чему это учит?

  • Умению не мучить себя бесполезным чувством вины и стыда перед самим собой
  • Пониманию, что в каждый момент своей жизни человек делает лучшее из того, что может

Пресуппозиция №7. Жизнь и мышление – системные процессы. Мир диалектичен: физическое и ментальное, идея и материя. Одно без другого не работает, и одно на другое влияет. Позаимствуйте противоположный вашему способ мышления, и ваша жизнь поедет по иному маршруту; окуните своё мышление в другую жизнь, и обнаружите новый взгляд на мир.

Чему то учит?

  • Пониманию, что изменить жизнь можно двумя способами: внешним (через смену обстановки) и внутренним (через смену мышления).

Пресуппозиция №8. Чтобы описать систему, нужно выйти за её пределы; чтобы изменить систему, нужно быть в ней. Наш мир буквально состоит из систем. Семья, работа, учебные заведения, банки, и т.д. Чтобы найти в системе закономерности, увидеть сильные и слабые стороны, нужно находиться за её рамками; чтобы непосредственно на неё воздействовать и менять что-то в ней, нужно оказаться внутри. Важно: выйти из системы можно в сторону, то есть уйдя от неё, а можно вверх – возглавив её.

Что это даст тебе?

  • Умение успешно взаимодействовать с системами в нашей жизни.

Пресуппозиция №9. Самый гибкий элемент управляет системой; самый тонкий элемент определяет её стабильность. Любой системой действительно управляет не самый сильный (как принято считать) элемент, а самый гибкий. Гибкость – это большое количество связей и связок. Чем больше их, тем больше вариантов решения вопроса появляется, а значит, тем выше шансы сделать это хорошо. Исходя из этого параметра, самым гибким элементом в теле человека является мозг.

Чему это учит?

  • Пониманию устройства любой системы, в которой мы существуем и умению использовать его для достижения своих целей в рамках систем.

Пресуппозиция №10. Вселенная в которой мы живем дружелюбна и изобильна.

Мир, в котором мы живем, является отражением того что мы про него думаем. Он изобилует всем: плохим и хорошим, добрым и злым, справедливым и несправедливым. В мире найдется все для всех, и каждый берет то, что способен взять и видит то, что способен увидеть.

Что это даёт?

  • Правильный фокус внимания.

Понимание того, что все ресурсы всегда где-то есть, и их при желании их всегда можно получить, найти, увидеть или добыть.

Пресуппозиция №11. Каждый обладает всеми необходимыми ресурсами для изменений. У всех у нас есть материальные и нематериальные ресурсы. Но запомните: ресурсов всегда хватит для улучшения нынешней ситуации. Что тут нужно понять?

  • Даже если у вас нет всех денег мира, бесконечного запаса времени, фантастических способностей, уникальной информации или 100 знакомых, готовых по первому щелчку вам помочь, у вас всё равно есть все, что вам нужно для изменений к лучшему. Нет? А если найду?

Пресуппозиция №12. Весь наш опыт закодирован в нашей нервной системе. Всё, что с нами происходило, так или иначе остается в нас, вопрос лишь в доступе к этой информации. Бо́льшая её часть нам просто не нужна, потому доступа к ней у нас нет. У памяти нет понятия «забыл», есть понятие «не важно». Если вы не можете запомнить чьё-то имя, значит, его важность для вас крайне низка. И наоборот: если вы никак не можете что-то или кого-то забыть, значит, важность слишком высока. Так же дело обстоит с любой информацией и с любым опытом в нашей жизни.

Чему это учит?

  • Умению, при желании, воспроизвести любой опыт из прошлого, или же забыть что-то нежелательное, просто снизив важность этого события.

Пресуппозиция №13. Изменив свое восприятие вы измените и мир вокруг. Вы — причина всего, что с вами происходит. начав иначе мыслить вы начинаете и действовать по-другому, соответственно получая другую реакцию на свои действия. Чему нас это учит?

  • Осознанию своей власти над окружающей нас Вселенной и своей ответственности за все, что с нами происходит.

Пресуппозиция №14. Нами управляет то, что мы не осознаем. Это уже не новость: чем меньше мы осознаем происходящее, тем легче нами управлять. Делать это могут как другие люди и организации, так и наши собственные реакции, эмоции, порывы и инстинкты. Ключ управления собой — в осознании своих мыслей и чувств в данный момент, а также их причин. Лишь тогда появляется возможность выбирать своё поведение и свои решения, выгодные для результата. Чему нас это учит?

  • Умению отслеживать причины своих реакций и действий и, при желании, менять их.

Пресуппозиция №15. Для разума нет разницы, реально ли то, что происходит, или он это представляет. Для хороших результатов, улучшения настроения, состояния и даже навыков порой достаточно силы мысли. Этот феномен — одно из многих доказательств материальности наших мыслей.

Чему нас это учит?

  • Относиться ответственно к тем мыслям и событиям, которые происходят у нас в голове, ведь у них есть последствия.
  • Возможность делать свою жизнь лучше буквально с помощью силы мысли.

Итак, базовые пресуппозиции НЛП - бесспорные истины, постулаты, от которых «танцуют» все его теоремы.

Звучит категорично, но это так: большинство твоих проблем растут именно от незнания или нарушения пресуппозиций из этого списка. Выходит, что для подъёма вверх по всем фронтам тебе не хватает одной детали: осознать и встроить в себя все пресуппозции НЛП. В нашем случае их 15. Не так-то много для решения всех проблем, согласны?

Источник